Этот представитель «рода внедорожных» прошел по дорогам России не одну сотню тысяч километров. Его широкие бока и массивные формы невозможно спутать с атлетическими фигурами других внедорожников. А его название знают даже школьники младших классов: «Ниссан Патрол» или, по-нашему, «Патруль».
Автомобиль действительно очень большой, причем поражают размеры не только пятидверной, но и трехдверной версии. А уж по ширине «Патрол» долгое время вообще был самым-самым — до начала выпуска американских «Навигатора» и «Экскешена». С момента появления первого внедорожника Ниссан в середине 50-х (да, да, «Патрол» почти ровесник знаменитого «Дефендера») и на протяжении всей жизни облик ниссановских «джипов» был подчеркнуто вневременным, сугубо консервативно-функциональным — ни одного намека на современный дизайн во внешности. Создавалось впечатление, что об его углы можно обрезаться. Но, судя по всему, именно так и должен выглядеть настоящий внедорожник, которым «Патрол», безусловно, является.
Когда «Патрол» родился (1987 г.), он выглядел, как автобус: высокий, с большой площадью остекления и семью пассажирскими местами. Поначалу «Ниссан Патрол» был только дизельным, с квадратными фарами и минимальным комфортом в салоне. Но аскетичные, «чемоданоподобные» машины устраивали покупателей лишь до поры до времени. Начало 90-х принесло обновление как внешнее, так и внутреннее. «Патрол» раздался вширь, стал комфортабельнее, фары округлились. Некогда железные дверные панели заменили на виниловые или велюровые. Первые два ряда сидений получили подголовники, появились и подлокотники. Панель приборов выполнили из мягкого пластика.
(Для использования «Патрола» по прямому — внедорожному — назначению больше подходит винил, вот только очень часто пистоны, на которые крепятся панели, ломаются, в том числе из-за наших зимних холодов.) По части пассивной безопасности «Патрол» блещет не сильно, но все же ремни безопасности на всех сиденьях и травмобезопасная рулевая колонка имеются.
На автомобиль может устанавливаться как дизельный (2,8 л с турбонаддувом или 4,2 л атмосферный с устройством промежуточного охлаждения), так и бензиновый (объемом 4,2 л) двигатель. Как уже было сказано, «Патрол» бывает трех- и пятидверным. В зависимости от количества дверей салон машины вмещает от пяти до девяти человек. В последнем случае четыре пассажира забираются внутрь через широкую заднюю дверь и располагаются на складных сиденьях лицом друг к другу. При таком варианте «Патрол» превращается в микроавтобус с очень хорошей проходимостью. Люди любого роста и комплекции каких-либо неудобств и стесненности в машине шириной 193 и высотой 185 см не испытывают.
Остановимся поподробнее на автомобиле, который попал в наши испытательские руки. Машина оснащена 6-цилиндровым дизельным двигателем объемом 4169 см3. Именно этот мотор, по мнению многих работников сервисов, является самым надежным и неприхотливым из всех «патроловских». Но, разумеется, гигантский моторесурс дизеля можно резко уменьшить, заливая некачественное топливо и перемораживая двигатель. Топливный насос высокого давления отличается живучестью и работает до полного износа.
Атмосферный дизель обладает просто выдающимся крутящим моментом 264 Нм уже при 2000 оборотов. Такой двигатель агрегатируется только с механической пятиступенчатой коробкой передач. Подогрев топливопровода устанавливался лишь на машины, подготовленные для эксплуатации на севере и в условиях резко континентального климата.
Передние колеса отключаются поворотными муфтами на колесах. При всей своей мощи и сухой массе 2180 кг, подвеска у нашего «Патрола», равно как и всех его сверстников, пружинная, со стабилизатором поперечной устойчивости. Понятное дело, что задние пружины в силу теоретически больших нагрузок более массивные и имеют меньшее количество витков. Подвеска всех «Патролов» практически «неубиваемая», единственное, на что нужно обратить внимание, — это приходящие в негодность резиновые детали. Рулевое управление с гидроусилителем. Насос гидроусилителя неприхотлив, но если его профилактически не обслуживать, он может отказать, а управлять огромной и тяжелой машиной без него трудно.
Сервисмены настоятельно рекомендуют относиться бережнее к коробке передач и сцеплению. Трогание с места на второй передаче может «приговорить» «Патрол» к дорогостоящему ремонту. Часто ломаются запорные механизмы на форточках багажного отделения, поэтому дергать и править их молотком не рекомендуется.
Технические характеристики автомобиля «Ниссан Патрол GR».
Двигатель дизельный, шестицилиндровый, рядный
Рабочий объем, см3 4169
Мощность, л.с. при об/мин 145/4000
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин 264/2000
Максимальная скорость, км/ч 145
Разгон 0-100 км/ч, с 21
Габаритные размеры, мм 4845х1930х1850